ВЗТДиН - на главную
ОАО Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей

17 ноября 2022 Вход для зарегистрированных пользователей

Поиск

Современные крепежные детали для автомобиля

   Г.В. Бунатян

   До недавнего времени термин «прогрессивный крепеж» употреблялся лишь немногими специалистами и рассматривался для отечественной практики как отдаленная перспектива.
   Наиболее крупным потребителем крепежных деталей всегда было машиностроение и, особенно, автомобильная промышленность, но, как нам представляется, именно здесь современный, прогрессивный крепеж до сих пор применяется явно недостаточно. Например, в автомобилях «Нис-сан» или «Форд» около 60% болтов с увеличенной опорной поверхностью, а в «ВАЗ-2110» - их менее 5%.
   Нижегородское АО «Этна»,один из основных поставщиков крепежных изделий для российской автомобильной промышленности, планируя свое развитие, поставило задачу наряду со стабильностью качества продукции иметь еще и высокий технический уровень изделий. Именно эти свойства крепежных деталей - самых многочисленных «автокомпонентов» - оказывают существенное влияние на многие важнейшие показатели, в том числе на технологичность и трудоемкость сборки и техобслуживания, надежность в эксплуатации, ибо известно, что до 90% всех возникающих в автомобиле неисправностей так или иначе связано с креплением деталей и узлов.
   Отличительным признаком прогрессивного крепежа является его многофункциональность, которая позволяет отказаться от вспомогательных деталей соединений - в первую очередь от плоских и пружинных шайб, сократить общие затраты на изготовление деталей и подсборку, обеспечить надежность затяжки, самостопорение соединений и пригодность для автоматизированной сборки.
   Предлагаем ознакомиться с некоторыми видами выпускаемых деталей современных конструкций.

   Болты с буртом под головкой достаточно хорошо известны. Они имеют увеличенную опорную поверхность что, позволяет не ставить плоские шайбы, создает оптимальные контактные напряжения на стыке со скрепляемыми деталями (для класса прочности 8.8 это 170-Мпа).
   Заметим, что под шестигранными и особенно под шестигранными уменьшенными головками напряжения нередко в 2-4 раза превышают допустимые (находятся за пределами текучести соединяемых деталей). Во время эксплуатации машины это нередко Приводит к преждевременному ослаблению затяжки соединения. Еще одно Преимущество этого вида крепежа -увеличенная опорная поверхность обеспечивает более надежное стопоре-ние при затяжке, в том числе и по сравнению с пружинными шайбами. Резьбовыдавливающие болты и винты - относительно новый вид крепежа на отечественном рынке. Эти крепежные детали имеют метрическую резьбу на стержне трехгранного сечения (рис.1) и заходную часть с плавным сбегом резьбы. Такие болты проходят специальную упрочняющую термообработку. В чем их особенность? - Не нужна резьба в отверстии - винты раскатывают ее при заворачивании в процессе сборки и при этом самостопорятся.


                                                                Рис.1

   Отверстие можно выполнять сверлением, пробивкой, в деталях из алюминиевых сплавов - отливкой. Наиболее эффективно применение отбортованного отверстия в деталях из стального листа. Прочность соединения по сравнению с нарезкой резьбы увеличивается на 10-30%. Диаметр отверстия для постановки примерно равен среднему диаметру резьбы и зависит от материала детали и толщины (глубины) свинчивания. Монтаж осуществляется - теми же винтовертамй, что и для обычного крепежа, т.к. крутящий момент формирования резьбы всегда меньше момента затяжки соединения.
   Вот несколько примеров их применения. Крепление полов в автобусах ЛиАЗ и ПАЗ, ловителей боковых дверей в ГАЗелях, замков капота в «Волгах», сборка мебели в салоне санитарных машин, внутренняя обшивка корпуса морских судов, крепления в строительных конструкциях из алюминиевых сплавов и стальных профилей и т.д. (рис.2).


   Винты кроме того удобны в быту - не нужен метчик для нарезания резьбы, с помощью такого винта можно исправить испорченную резьбу в отверстии. Для вворачивания винта в закрашенное резьбовое отверстие - краску не надо очищать метчиком.
   Более подробно крепежные изделия для автомобилей будут описаны в следующих номерах журнала.





Статья из журнала "ШиГ"


перейти на главную страницу © ОАО Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей

Rambler's Top100 Каталог сайтов – Лица сайтов Рунета. Обмен ссылками. Promportal.Ru :: рейтинг промышленных сайтов