ВЗТДиН - на главную
ОАО Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей

2 ноября 2022 Вход для зарегистрированных пользователей

Поиск

История завода

История завода богата, интересна, временами трагична.
Не напрасно о нем говорят: "Четырежды рождённый!"
   Рождение первое.

   В центре старого Царицына, там где на улице Мира красуется здание планетария. стоял когда-то огромный низкий сарай, похожий на большинство фабрично-заводских построек захолустного, но далеко не сонного городка на Волге. Вывеска на проходных воротах гласила: "Царицынский болто - заклёпочный завод. Торговый дом "Гардиен и Валлос". 


По данным справочника "Весь Царицын" завод был основан в 1899 году французскими капиталистами Количество рабочих 167, рабочих дней в году 258, продолжительность рабочего дня 10 часов. 


   В то время это было довольно крупное предприятие. Под общей крышей располагались литейный, болторезной, гайкорезной, болтозаклёпочный, цепевязальный и ремонтно-механический участки. Стоял ужасный шум, грохот. Вентиляции в здании, понятно, не было. Рабочие дышали копотью, металлической пылью. Руководящие должности занимали в основном тоже иностранцы. Их не беспокоили условия труда русских рабочих. Стоит ли удивляться, что рабочие приветствовали Февральскую, а затем Октябрьскую  революции? 
   14 июля 1917 года состоялось собрание рабочих, на котором была принята резолюция "О передаче власти в руки советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов" Управлять заводом стал комитет.


   В 1920 году, по окончании гражданской войны, началось восстановление промышленности и хозяйства, и крепёжные изделия понадобились в большом количестве. Так началась новая жизнь завода. С 1924 по 1932 гг. предприятие носило имя Ильича. Завод шел общей для страны дорогой, радовался успехам, достигнутым при худшем, чем до революции, снабжении материалами, в условиях еще не полностью восстановленного хозяйства. Началась индустриализация, планы росли. Но в существовавших условиях, на имеющихся площадях и оборудовании нельзя было поднять производство на должный уровень, резко увеличить выпуск продукции. Встал вопрос о строительстве новых зданий и на заседании пятой сессии НТС машиностроения и металлообработки от 3 мая 1930 года был одобрен и утвержден тех. Советом Союзстроя ВСНХ СССР проект строительства метизного завода. В соответствии с проектом новому заводу отводился участок бывшего артсклада у подножия Мамаева кургана. В начале июня 1930 года приступили к строительству производственных корпусов и заводских жилых домов.
    20 мая 1932 года Сталинградский метизный завод был введен в стой. Эта дата и стала днем его рождения.

   Рождение второе.

   Новые корпуса завода выглядели гигантами: высокие, просторные, светлые, с хорошей вентиляцией и электрическим светом. К старому оборудованию добавились станки иностранного производства, паровой движок сменили электромоторы. Улучшились условия труда. Появились гардеробные, душевые, красные уголки, клуб. Завод по-прежнему производил крепёжные детали. С 1935 по 1938 год заводом руководил В.А. Сергеев, при котором получило широкое распространение стахановское движение. В январе 1936 года была организована первая стахановская пятидневка. Особенно трудным был 1936 год, когда перешли на выпуск гусеничных тракторов. надо было осваивать новое оборудование, переходить на метрическую систему резьбы. Полностью менялась оснастка. К концу 30-х годов метизный завод полностью снабжал крепёжными деталями два крупнейших тракторных завода - Сталинградский и Харьковский.
    22 июня 1941 года - трагический день в истории нашей страны. Теперь все было подчинено одной цели - разбить врага, освободить родную землю о  захватчиков.  Для коллектива метизного завода главным стал лозунг "Все для фронта! Все для победы над врагом!". В кратчайшие сроки нужно было перестроить работу завода на выпуск военной продукции. Новой для метизников была военная техника - снаряды. мины. взрыватели. 23 августа 1942 года пробил час испытания для Сталинграда. Фашисты варварски бомбили город. Рушились заводские здания, вышла из строя высоковольтная линия...


   В 1943-ем году начали восстанавливать завод, разбирать завалы, собирать оборудование. одну из комнат расчистили  от кирпича, пробили дыру, вмазали котёл. Она стала нашей столовой. Кстати, первый послевоенный клуб в городе появился именно на нашем заводе. Популярность он имел большую. Станки сначала стояли в палатках, тока не было. Техника приводилась в движение в ручную. В первую очередь взялись за калибровочный цех. В грудах металлолома разыскали более или менее уцелевшие прессы, отремонтировали их опробовали. Выпустили первую продукцию - болты, гвозди.
    С каждым годом предприятие набирало силы. В 1947 году метизный завод по нашим настойчивым просьбам был отделён от тракторного, обрёл самостоятельность и стал называться заводом тракторных деталей и нормалей.

   Рождение третье.

  10 - 12 послевоенных лет можно назвать годами бурного развития завода. К 1958 году объём выпускаемой продукции вырос в 10 раз, вдвое вырос ассортимент, была проведена первая реконструкция. В новом корпусе, введённом в строй в 1955 году, стали производить шофёрский инструмент и пружины. Во второй половине 50-х на завод подвели природный газ. Тракторная промышленность росла небывалыми темпами. В строй вступили Липецкий, Минский, Алтайский, Владимирский и другие заводы. Число потребителей комплектующих деталей возросло в несколько раз. С приходом нового директора завода С.М. Лопатина и главного инженера Д. С. Кулева совершенствование техники еще более ускорилось. Годы семилетки и восьмой пятилетки были плодотворными в плане дальнейшей механизации и автоматизации производства. Девизом производства стали слова: "Превратим родное предприятие в завод-автомат".


В мае 1963 года, благодаря усилиям директора завода, Советом Министров РСФСР был утвержден план реконструкции предприятия.
    В развитие технического прогресса на заводе тракторных деталей и нормалей вложили свой труд сотни новаторов и передовиков производства. Так, в неустанном труде и поиске шли годы. В 1970 году рационализаторы внедрили 490 предложений и сэкономили 201 тыс. рублей. В областном конкурсе рационализаторов метизный завод занял 2-е место среди предприятий машиностроения. Коллектив завода дважды занимал 3-е классное место в соревновании предприятий Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. В отросли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения наметилась тенденция к повышению качества узлов и механизмов. Возникла необходимость производить высокопрочные болты с гальваническим покрытием. При строительстве новых корпусов завода и проведении технического перевооружения уже предусматривалось термическое и гальваническое отделение в метизном цехе, причем сразу же намечалось производство только в автоматическом режиме. К 1980 - му году на заводе была внедрена комплексная система управления качеством продукции. В I квартале 1980 года все стандарты были внедрены, и КС УКП объединения 14 мая того же года была принята государственной комиссией.
    В результате двух реконструкций (1950-1958 и 1963-1980 гг.) завод полностью обновился. По сравнению с 1947 годом численность работающих выросла в 5 раз, объем выпускаемой продукции - в 30 раз, производительность труда - в 6 раз. Улучшились социально-бытовые условия заводчан. Была проведена реконструкция общежития, хозспособом строились жилые дома, открыли детский комбинат, пионерский лагерь, новую двухэтажную столовую.
    20 мая 1982 года Волгоградскому производственному объединению по тракторным деталям и нормалям исполнилось 50 лет. На торжественном собрании, посвященном юбилею завода и которое состоялось 21 мая в зале Драмтеатра огласили Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении завода орденом "Знак Почета" и прикрепили эту награду к знамени завода. А также поздравили заводчан еще с одной наградой - Памятным знаменем Министерства и ЦК Отраслевого профсоюза.
    К середине 80-х был построен новый корпус волочильно - калибровочного цеха со складом металла и купоросной установкой. Расширились возможности химической обработки поверхности металла, внедрены новые продольно-волочильные станы с механизированными стеллажами. Завод приобрел современное холодновысадочное оборудование для производства болтов и гаек. В этот период были приобретены немецкие линии цинкования.
    С началом перестройки и нарастающим разладом в экономике страны производство стало сворачиваться, и проблемы дальнейшего развития завода сменились проблемами выживания. После достижения максимального выпуска продукции в 1987 году объём производства стал снижаться, а с1992 по 1994 год это снижение стало обвальным. Необходимо было менять стратегию производства и сбыта. Однако руководство предприятия заняло выжидательную позицию Следствием такой политики стал кризис 1994 года. деятельность предприятия стала убыточной. Численность рабочих сократилась более чем в 2 раза. Задолженность по зарплате составила 2 - 3 месяца. Структура баланса за 1994 год свидетельствовала  о том, что по Постановлению правительства РФ от 20 мая 1994 года за № 498 предприятие признавалось неплатёжеспособным, т.е. банкротом. Несмотря на катастрофическое экономическое положение завода к середине 90-х социальная сфера всё же была сохранена: действовали детский лагерь, база отдыха, три детских сада, выполнялся план капитального строительства. В декабре 1994 года в соответствии с решением Совета директоров АО бала организована комиссия по анализу создавшегося положения и выводу предприятия из кризиса. Таким образом, дорога, по которой завод шел 52 года, по воле событий государственного масштаба привела в тупик. Но, как говорится, безвыходных ситуаций не бывает. Выход из тупика оказался возможным. Нашелся человек, который собрал надежную команду единомышленников и вывел завод из тяжелейшего кризиса. Имя его Сергей Анатольевич Агапцов.

   Рождение четвертое.

   В марте 1996 года С. А. Агапцов был избран генеральным директором акционерного общества. На заводе одними из первых в отросли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения принялись за разработку долгосрочной, научно обоснованной программы выхода из кризиса. Она была рассмотрена и утверждена Советом директоров 11 июня 1996 года. Называлась так: "Программа финансового - экономического оздоровления и устойчивого развития АООТ "Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей! в 1996-1997 гг." Шесть ее разделов убеждали даже скептиков, что молодая команда за дело взялась серьезно.


План предусматривал конкретные задачи в области финансовой, экономической, социальной, кадровой политики, стимулировании труда, режима экономии и качества. Устанавливались контрольные цифры по реализации товарной продукции и услуг. Производственно - техническая политика основывалась на дальнейшем расширении номенклатуры производства крепежа, тракторных деталей и нормалей, пружин и шоферского инструмента при сохранении традиционной номенклатуры. Большая работа предусматривалась по повышению качества и конкурентоспособности продукции.


С апреля 1996 года на "ВЗТДиН" были начаты работы по подготовке и сертификации производства основной продукции. Результатом выполнения комплекса финансово-экономических и организационно-технических мероприятий Программы должно было явиться восстановление платежеспособности предприятия, его финансовая устойчивость, завоевание лидирующих позиций по производству крепежа, пружин, шоферского инструмента в отросли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
    Итоги деятельности завода ТДиН за два года (1996-1997 гг.) были двоякими. С одной стороны, завод на начало 1998 года имел задержку зарплаты, неплатежи в бюджет, задолженность по инфраструктуре, стареющие производственные мощности. невыполнение планов по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности, высокую себестоимость продукции - типичный набор проблем для большинства предприятий того времени. Однако на этом неблагоприятном фоне четко проявлялся ряд позитивных моментов. Объем производства за 2 года вырос в 1,5 раза, объем реализации продукции - в 2,2 раза, выработка на одного работника в 1,4 раза. Наметилась устойчивая тенденция к увеличению денежной массы в выручке предприятия: в 1996 году она составила 3,4 процента, а в 1997 - более 26 процентов, что на 3 процента больше среднеотраслевого показателя. В 1997 году велась работа по переходу на систему качества ИСО 9000, проводилась большая работа по повышению конкурентоспособности, совершенствованию технологии, снижению издержек. Разработан ряд образцов новой продукции: пружины, новый шоферский инструмент, запасные части к сельхозтехники, крепеж и метизы для автомобильной и мебельной промышленности.


Предпринимались все меры для погашения задолженности по зарплате. Был составлен график погашения задолженности, согласно которому ежемесячно планировалось выплачивать 1,5 месячных зарплаты. Несмотря на тяжелое положение продолжала функционировать социальная сфера. Оказывалась материальная помощь, осуществлялась льготное и диетическое питание, выдавались путевки в детские лагеря.
    Усилия коллектива завода по выходу из кризиса были отмечены Администрацией Волгоградской области - завод получил звание "Лидер промышленности - 97", по объемам производства занял 17-е место в городе и 36-е в области. И хотя контрольные цифры выполнены не были, предприятие уверенно шло к достижению поставленных целей. В 1998 году угрозы банкротства уже не было. Хорошая работа коммерческих служб позволила сократить задолженность по зарплате с шести месяцев до одного, а к лету 1999 года завод вошел в нормальный график выплаты зарплаты. На повестку дня встал вопрос о повышении оплаты труда. В 1997 г. открылся технико-торговый центр "Беларусь". Процесс коммерциализации проспекта Ленина продолжался- успешно велось строительство бара "На Метизном". Он был открыт в мае 2000 года.
    При увеличении объема выпуска продукции нужны были новые рынки сбыта. Велась активная работа по освоению нового, платежеспособного рынка в автопроме. Планировалось заключение договоров с ВАЗом, УАЗом, КАМАЗом и другими новыми партнерами.
    В конце 90 - х на территории АО открылась швейная мастерская, парикмахерская, пункт ремонта обуви, расширил сеть услуг заводской здравпункт - были открыты тренажерный зал, массажный кабинет, стал применяться для лечения внутривенный лазер. В столовой сохранилось льготное и диетическое питание. В 2000 - 2001 годах начали функционировать комната гигиены для женщин, новая раздаточная на 200-300 человек в калибровочном цехе, отдел полуфабрикатов в столовой, был приобретен дорогостоящий аппарат УЗИ для здравпункта. На заводе начала работать бригада озеленения, которая планомерно превращает его в завод-сад. Красивый зеленый парк, прекрасные цветники - гордость метизного завода. Продолжает принимать заводчан база отдыха "Заволжье", с любовью встречает заводских ребятишек детсад № 354 "Радость", строится новый жилой дом для тружеников завода. 10 декабря 1999 года возобновилось прерванное в кризисные годы издание заводской газеты "Рабочий ритм".
     На сегодняшний день Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей не самый крупный среди машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий области, но он по праву считается элитным. Работать на ВЗТДиНе престижно и для молодого специалиста, и для опытного производственника.


перейти на главную страницу © ОАО Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей

Rambler's Top100 Каталог сайтов – Лица сайтов Рунета. Обмен ссылками. Promportal.Ru :: рейтинг промышленных сайтов